Master-tv.net
Добро пожаловать, Гость
Логин: Пароль: Запомнить меня
Типовые дефекты радиостанций Alan

25 Март 2017 15:56 #1

Не в сети
  • master_tv
  • master_tv аватар
  • Модератор
  • Мастер по ремонту электроники
  • Сообщений: 4982
  • Спасибо получено: 870

Типовые дефекты радиостанций Alan

Часто причиной отказа радиостанций Alan 78 Plus/48 Plus/48 Excel является массовое разрушение паек на печатной плате в зоне монтажа радиоэлементов, относящихся к ГУНу (VCO). Как правило, дефект развивается постепенно: внезапно возникая, он может надолго самоустраняться, а устойчиво проявляется после 6…18 месяцев эксплуатации трансивера на борту транспортного средства. При эксплуатации трансивера в закрытом отапливаемом помещении со стабильными климатическими условиями дефект проявляется значительно позднее, либо вообще не возникает. Внешним признаком неисправности является отсутствие передачи (TX) или (и) приёма (RX).

При удалении экрана, закрывающего печатный монтаж ГУНа, обнаруживаются концентрические трещины паек вокруг выводов тех радиоэлементов, которые имеют относительно большие габариты (контур L401, транзисторы, конденсаторы). Поскольку на плате имеется много других аналогичных компонентов, но данный дефект носит исключительно локальный характер, возникает предположение, что виной всему является парафин*, которым щедро залит весь объём данного функционального узла.

При этом механизм возникновения дефекта выглядит следующим образом. Парафин (или иная применённая воскоподобная заливочная композиция) является органическим веществом, имеющим высокий температурный коэффициент объёмного расширения. Обволакивая радиоэлемент и обладая хорошей адгезией, заливочная масса деформируется при изменениях температуры, в результате чего возникает сила в направлении продольной оси выводов радиоэлемента и пропорциональная его габаритам.

Иными словами, при нагревании парафин расширяется и стремится «вытащить» радиодеталь из платы, а при охлаждении сжимается и «вдавливает» радиодеталь в плату. Возникающие при этом циклические знакопеременные нагрузки, разрушают кристаллическую структуру припоя, приводя к возникновению очагов усталостных трещин. При эксплуатации трансивера в автомобиле процесс деструкции паек значительно ускоряется из-за экстремальных колебаний температур (-30…+60ºС) и ударно-вибрационных нагрузок.

С целью предотвращения развития описанного дефекта рекомендуется производить вытапливание до 90% парафина. Для этого используют электрофен, снабженный узкой насадкой. Температура потока горячего воздуха и длительность его воздействия должны исключать термическое повреждение радиоэлементов.

Для надёжного обнаружения дефектов печатного монтажа удобно применять специальный источник света с круговой бестеневой лампой и увеличительным стеклом. Выявленные дефектные пайки необходимо аккуратно восстановить и обязательно промыть спиртом или ацетоном.

Слабым местом трансиверов Alan 78 Plus является громкоговоритель NP-250-2. Эта динамическая головка фирмы SAMMI с номинальной мощностью 2 Вт и сопротивлением звуковой катушки 8 Ом обладает неплохими акустическими свойствами, но имеет недостаточный ресурс работы подводящих проводников диффузора, поэтому часто выходит из строя. Ремонтировать динамик – дело кропотливое, а найти ему полноценную замену нелегко из-за жестких ограничений по габаритам (высота 20 мм, диаметр 65 мм).

Можно значительно продлить срок эксплуатации громкоговорителя, включив последовательно с ним резистор сопротивлением 5…10 Ом и мощностью 1 Вт. Возникающая при этом незначительная потеря громкости малозаметна вследствие особенностей нашего слуха. И ещё простой совет: устанавливая радиостанцию в автомобиле, старайтесь расположить её таким образом, чтобы обеспечивалось свободное прохождение звука к водителю. Это позволит без крайней нужды не форсировать УМЗЧ трансивера и не перегружать громкоговоритель. С этой же целью можно использовать специальный выносной громкоговоритель, например, типа СВ-990.

Следующий дефект возникает в радиостанциях Alan 48 Excel и касается постоянного резистора R803, а точнее, весьма опрометчиво надетой на него изоляционной трубки из поливинилхлорида. При работе резистор нагревается до температуры выше 100˚С, и этот синтетический полимер начинает разлагаться с выделением хлористого водорода (HCl) и других коррозионно-активных агентов, которые разъедают даже анодированную сталь крышки трансивера.

Однако главная неприятность состоит в том, что агрессивная газовая среда воздействует на близко расположенные механические компоненты ― селектор каналов (СН), тактовые кнопки (FUN, M1/SCAN, M2/DW) и стрелочный S-метр. В результате химических реакций все имеющиеся в них металлические детали покрываются наростом кристаллизовавшихся солей, сопротивление контактов коммутационных изделий резко возрастает. Перечисленные компоненты начинают функционировать со сбоями, а потом и полностью утрачивают работоспособность.

При эксплуатации трансивера в автомобиле, где существуют условия для образования водяного конденсата, хлористый водород превращается в соляную кислоту и процесс усугубляется. В результате происходит полная электрохимическая коррозия печатных проводников, расположенных на фронтальной плате трансивера в радиусе до 5 см от вышеупомянутого резистора.

Для предотвращения развития подобного серьёзного дефекта целесообразно применить изоляционную трубку из более термостойкого материала или обойтись без неё, если между резистором и фронтальной платой поместить изолирующую прокладку из тонкого стеклотекстолита.

Большое количество отказов вызвано низким качеством подстроечных резисторов, которые на схемах имеют обозначение RV (например, RV101). При этом внешние проявления неисправностей зависят от того, для регулировки какого из следующих параметров используется данный резистор:

– уровень девиации (FM DEV);

– уровень модуляции (AM MOD);

– порог срабатывания системы шумоподавления (SQELCH);

– чувствительность индикатора в режиме приёма (RX S-METER);

– чувствительность индикатора в режиме передачи (TX S-METER);

– выходная мощность передатчика (TX POWER).

Причинами отказа резисторов могут являться:

– нарушение контактов в местах заклёпочных соединений выводов к металлизированным законцовкам углеродного резистивного слоя;

– трещина гетинаксового основания;

– поломка в цепи подвижного контакта.

Неисправный резистор ремонту не подлежит и требует замены с последующей подстройкой режима.


Автор: Александр Соколов
Администратор запретил публиковать записи гостям.
Яндекс.Метрика